Единое коррекционное пространство

 

 

«ДУМАЕМ ВМЕСТЕ-       
ДЕЙСТВУЕМ СООБЩА»
О.КОНТ


В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог сможет оказать консультативную помощь логопеду, выполнить коррекцию связанных с речью психических процессов, решить проблемы в эмоциональной и коммуникативной сферах.

Коррекционно-развивающий процесс невозможен и без участия родителей, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъект - субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений. В практике отмечается, что ничем не обоснованные родительские амбиции вызывают у детей стресс, провоцируют нервно-психические заболевания, отбивают желание заниматься коррекцией речи.

Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия логопеда и психолога в тандеме с родителями, особенно в период подготовки ребенка с нарушением речи к обучению в школе; систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога с семьями воспитанников в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня компетентности родителей и овладение ими интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

Модель единого коррекционного пространства:


План
интегрированной деятельности
педагога-психолога и учителя-логопеда
по взаимодействию с семьей,
воспитывающей ребенка с нарушениями речи
в предшкольный период.

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми предшкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи:

1. Изучить особенности педагогической наблюдательности и компетентности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.
2. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы ДОУ.
3. Гармонизировать детско-родительские отношения.
4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми предшкольного возраста с речевыми нарушениями.
5. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на всестороннее развитие детей.

Стратегия достижения поставленных целей

Педагогический проект «Совместное взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми предшкольного возраста с речевыми нарушениями» рассчитан на 1 год.

Реализация проходит в три этапа: диагностический, основной и заключительный.

Ожидаемые результаты:

  • Решение одной из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
  • Снижение уровня отстраненности родителей от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. родители овладевают необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.
  • Преодоление родителями возникающих определенных трудностей в организации взаимодействия со своим ребенком. Повышение уровня гармонизации детско-родительских отношений.
  • Повышение уровня эффективности совместной работы. Осознание понимания у родителей того, что создание единого коррекционного пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества специалистов, воспитателей и родителей.
  • Преодоление психологических барьеров.


  • 1 этап. Диагностический


    Месяц Вид деятельности Ответственный
    Сентябрь Ознакомительная работа с родителями:
    индивидуальные беседы, консультации, анкетирование.

    Родительское собрание:
    "Организация коррекционной работы"
    Учитель-логопед

    Педагог-психолог

    Администрация ДОУ


    2 этап. Основной этап


    Месяц Вид деятельности Ответственный
    Октябрь Групповая консультация: "Рекомендации логопеда родителям детей с общим недоразвитием речи в период подготовки к обучению в школе"
    приложение 1.

    -Организация единого логопедического пространства.
    Учитель-логопед

    Ноябрь Мастер-класс для родителей: "Готовим будущего первоклассника" тема: "Овладение звуковым анализом слова ребенка с недоразвитием речи":
    приложение 2.

    -Теоретическое выступление учителя-логопеда с показом практических приемов.
    -Игротека с участием детей и родителей.
    -Итог-рефлексия.

    Консультация :"Сенсорное развитие ребенка с нарушением речи в период подготовки к обучению в школе"
    приложение 3.

    Учитель-логопед








    Педагог-психолог
    Декабрь Семинар-практикум для родителей и воспитателей «Формирование пространственных представлений в системе работы над предложно-падежными конструкциями у детей с ОНР-3.Профилактика дисграфии и дислексии.»
    приложение 4.

    -Выступление учителя-логопеда.
    -Просмотр видео материала части практического занятия учителя-логопеда с детьми.
    -Выступление педагога-психолога. Рекомендации по формированию пространственных представлений у старших дошкольников. Буклеты.
    -Обсуждение, обмен мнениями.
    Учитель-логопед

    Воспитатель

    Педагог-психолог

    Январь Консультация для родителей «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук».
    приложение 5.

    Конкурс поделок: "Чтобы пальчики писали - мы игрушки им создали!"

    -виды детской деятельности, направленные на развития мелкой моторики пальцев рук;
    - рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет;
    -советы родителям, имеющих леворуких детей.

    Тренинг-практикум : "Советы родителям будущего первоклассника"
    приложение 6.

    Учитель-логопед












    Педагог-психолог
    Февраль Консультация:"Период подготовки к обучению в школе -период активного развития и познания!"
    приложение 7.



    Открытое занятие- педагогическая гостиная для родителей «Хочу учиться!».
    приложение 8.

    -повышение уровня педагогических знаний родителей в области формирование мотивационной готовности ребенка с опорой на наглядный показ специалиста."
    Педагог-психолог

    Учитель-логопед




    Педагог-психолог

    Март Семинар – практикум для родителей «Домашняя игротека»
    приложение 9.

    -игра – основной вид деятельности ребенка;
    -классификация детских игр;
    -рекомендации родителям по организации игрового пространства в семье.

    Консультация для родителей: "Формирование словаря старшего дошкольника"
    приложение 10.
    Педагог-психолог







    Учитель-логопед
    Апрель Родительское собрание «Подготовка детей с нарушениями речи к обучению в школе».
    приложение 11.

    -психологическая готовность ребенка к школе;

    -предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

    -формирование графических навыков и умений –эффективная подготовка руки ребенка к письму;

    -проблемная ситуация: «Я считаю, что мой ребенок готов (не готов)к школе, потому что…»

    Опрос и анкетирование педагогов и родителей, обследование детей, проведение ПМПК
    Учитель-логопед

    Педагог-психолог

    Воспитатель

    В течении
    года
    Стенд "Наш логопедический год". Рубрика "Вы спрашивали- мы отвечаем".

    Стендовая информация:"Советы психолога"

    Индивидуальное консультирование по волнующим вопросам.


    Учитель-логопед

    Педагог-психолог


    3 этап. Заключительный этап


    Месяц Вид деятельности Ответственный
    Май Круглый стол для родителей и воспитателей по результатам проделанной работы за учебный год.

    - отчеты по коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста , результаты обследования детей на конец учебного года;

    -тест для родителей «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую деятельность ДОУ»;

    -рекомендации для родителей по работе с детьми на лето.


    Учитель-логопед

    Педагог-психолог

    Воспитатели

    Администрация ДОУ







    Результативность:

    Повысился уровень педагогических знаний родителей по вопросам воспитания и развития ребенка в период подготовки к школе на 45%.

    Улучшилось взаимопонимание между родителями и специалистами ДОУ по формированию гармоничной личности ребенка на 52%.

    87% родителей подтвердили знания об образовательной программе ДОУ, имеют сведения об уровне развития своего ребенка и получили рекомендации по дальнейшему его обучению в школе.

    90% родителей имеют представления о требованиях, предъявляемых к ребенку в начальной школе.

    Наиболее продуктивными формами взаимодействия семьи и ДОУ родители считают: консультации – 70%, дни открытых дверей – 65%, практикумы -80% и совместные мероприятия с детьми -95%.

    Повысилась посещаемость родительских собраний и активность родителей на них в 3 раза.

    Оценка деятельности ДОУ родителями выросла на 40%.

    Результатами данной работы также является то, что у 98% детей логопедической группы уровень развития познавательных процессов средний, выше среднего или высокий, у них достаточно развит кругозор, речь содержательна, грамматически правильна.

    Все выпускники умеют общаться, адекватно вести себя, проявляют любознательность, положительно относятся к учебной деятельности, к школе. У 96% детей поведение организованное. Они имеют хорошо развитую руку, хорошее умение владеть карандашом, ножницами.

    Анализ успеваемости в начальном звене школы №3 выпускников показал, что 70 % детей учатся на «4» и «5», чувствуют в школе уверенно, имеют высокую работоспособность, к школе относится положительно.

     

     

    Если сайт оказался для вас полезным,
    не поленитесь, нажмите "Поделиться" или "Класс"


    Нравится


    Яндекс.Метрика

     

     

     

    Все материалы, выставленные и использованные на нашей странице, были взяты из интернета, из архивов открытого доступа. Все материалы представлены исключительно для ознакомления. Ни создатели страницы, ни хостинг-провайдер, ни кто-либо ещё не несут никакой ответственности за собранные здесь материалы. Все авторские права принадлежат их владельцам. Не исключаем возможности, что авторы и/или владельцы авторских прав на некоторые из этих материалов будут возражать против их нахождения в открытом доступе. Если владелец авторских прав не желает, чтобы его материалы были доступны через наш сайт, ему достаточно сообщить нам об этом и их авторские работы будут удалены со страниц нашего сайта.