Развитие зрительного восприятия

 

старшего дошкольника - основа успешного

 

овладения письмом и чтением в школе

 

 

Старший дошкольник стоя на пороге школьной жизни должен обладать существенным набором знаний, умений и навыков; у него должны быть хорошо сформированы необходимые произвольные психические процессы. Так как на данном этапе времени мы понимаем как существенно меняется образ школы, как далеко шагнул прогресс вообще. Требования общества к образованности и компетентности человека лежат в основе этих преобразований, интенсификации процесса обучения.

 

Увеличение объема информации, предлагае¬мой первоклассникам, ускорение темпа обучения, требует того, чтобы у старшего дошкольника уже в ДОУ были хорошо сформированы предпосылки для овладения чтением и письмом.

 

Чтение и письмо - виды речевой деятельности человека. Информация, которой человек пользуется в этой деятельности, закодирована. Механизм чтения состоит в перекодировании печатных (или письменных) знаков в звуки.

 

Специалисты отмечают взаимосвязь между сформированностью навыков чтения и письма и состоянием зрительного восприятия. Ведущими психологами доказано, чем выше уровень зрительного распознавания образов, тем выше скорость и качество овладения навыками чтения и письма.

 

Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте. Поле зрения, начиная с 6-летнего возраста, делает громадный скачок в своем развитии, приближаясь к величине поля зрения взрос¬лого человека. Формирование остроты зре¬ния также происходит у ребенка до 7 лет.

 

Однако, тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа, зрительная память свойственны далеко не всем первоклассникам. При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей возможны такие трудности, как:

 

• нарушено формирование зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: не соотносит элементы, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние элементы или не дописывает элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству;

 

• плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного;

 

• зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;

 

• плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб — прямоугольник).

 

Вышеизложенное позволяет говорить о важности формирования зрительного восприятия, необходимости специальной работы с детьми, имеющими низкие показатели по изучаемому параметру, уже с 5 лет.

 

Наибольшей эффективностью в формировании всех зрительных функций у старшего дошкольника обладают сенсибилизированные зашумленные предметные картинки. Это обусловлено тем, что зрительно воспринимаемый предмет или его изображение, как правило, является комплексным зрительным раздражителем, для правильного восприятия которого необходим ряд условий.

 

К этим условиям относится:

 

  • рассматривание объекта;
  • выделение его существенных признаков;
  • установление отношений этих признаков и синтез их в известные группы, которые определяют конечное восприятие зрительного объекта;
  • торможение признаков, которые не имеют существенного значения.
  •  

    Чем сложнее по своей зрительной структуре предмет или его изображение и чем меньше он упрочен в предшествующем опыте, тем более сложный и развернутый характер носит процесс зрительного анализа и синтеза, который лежит в основе восприятия.

     

    Применение зашумленных предметных картинок в работе с детьми дошкольного возраста должно носить дозированный, поэтапный характер и иметь постепенное усложнение.

     

    Так сначала :

     

    1. перечеркнутые изображения (рис. 1)

     

     

    2. наложенные друг на друга изображения (рис.2.)

     

    В этих условиях зрительное восприятие предмета затрудняется необходимостью выделить нужное изображение, отделить его от посторонних элементов фона или раздельно воспринять контуры нескольких фигур, наложенных друг на друга.

     

    Следующим этапом будут:

     

    3. замаскированные зрительные структуры - наиболее сложная фаза активного зрительного восприятия. Заключается в предложении выделить фигуру, замаскированную в другой, более сложной структуре (рис. 3)

     

    4. выделить из однородной сетки (например, из шахматной доски) заданную фигуру (например, крест с белым или черным центром, прямоугольник и т. д.), которую необходимо себе ярко представить и выделить, обводя пальцем контур этой фигуры. (рис.4.)

     

    Здесь необходимо различить определенную зрительную структуру и отдифференцировать ее от другой, а в отдельных случаях и уловить сложный принцип, по которому эта структура построена.

     

    Примером являются известные пробы Равена (рис. 5), при которых дается структура с известным зрительным пропуском, который' ребенок должен заполнить, отобрав из нескольких предлагаемых вставок(заплаток) ту, которая подходит к данной структуре.

     

    Решение этой задачи требует сложной аналитико-синтетической деятельности, поэтому эта ступень и является одной из наиболее сложных, но вместе с тем и обеспечивающих наиболее богатые возможности для анализа.

     

     

    И наконец, детям предлагаются зашумленные буквы, наложенные друг на друга, развернутые и перевернутые, недописанные и т.п.. Задачей ребенка является выделить их из общего изображения и проанализировать полученное. (рис.6)

     

    Необходимо отметить, что старший дошкольник выполняет упражнения с зашумленными предметными картинками эмоционально и с интересом, решая для себя сразу несколько задач (способность выделять, различать и классифицировать по характерным признакам буквы, цифры, фигуры; совершенствует графо-моторную функцию). Применение картинок данной группы хорошо подходит под недельное комплексно-тематическое планирование ООП с применением основных походов ФГТ в ДОУ.

     

    Предлагаемая методика развития зрительных функций, как профилактика оптических ошибок письма и чтения, может быть включена воспитателем в систему традиционных занятий по обучению детей грамоте или быть использована на специальных индивидуальных, групповых занятиях логопеда и психолога.

     

     

    Использованная литература:

     

    1.Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №4, 2003, 27с.

     

    2.Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 – 7,5. М.: Новая школа, 1996. – 48c.

     

    3.Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Гном и Д, 2007. – 88 с.

     

    4.Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирование у дошкольников и младших школьников. – М., 2004. – 64 с.

     

    5.Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. – М.: Аквариум, 1997– 400с.

     

    6.Григорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнетивного развития детей // Дефектология.-2000. - №3.-3с.

     

     

     

     

    Если сайт оказался для вас полезным,
    не поленитесь, нажмите "Поделиться" или "Класс"


    Нравится


    Яндекс.Метрика

     

     

     

    Все материалы, выставленные и использованные на нашей странице, были взяты из интернета, из архивов открытого доступа. Все материалы представлены исключительно для ознакомления. Ни создатели страницы, ни хостинг-провайдер, ни кто-либо ещё не несут никакой ответственности за собранные здесь материалы. Все авторские права принадлежат их владельцам. Не исключаем возможности, что авторы и/или владельцы авторских прав на некоторые из этих материалов будут возражать против их нахождения в открытом доступе. Если владелец авторских прав не желает, чтобы его материалы были доступны через наш сайт, ему достаточно сообщить нам об этом и их авторские работы будут удалены со страниц нашего сайта.